Хай-тек и мышерождение
Вдохновенный заслуженным шушеводом lord_k вспомнил одну поучительную историю о том, высокотехнологичные перспективные разработки вчистую слили куда более примитивным, но от этого и более практичным.
В конце 1960-х британское самолюбие определённо было ущемлено: создателям самых быстрых поездов утели нос японцы со своим Синкансеном, а заклятые друзья по другую сторону Ла-Манша уже вовсю корпели над проектом, который впоследствии стал легендарным экспрессом TGV. Поэтому было принято решение построить наш ответ Чемберлену собственный экспресс.
Изначальный планировалось создать поезд с использованием множества перспективных технологий с привлечением инженеров из аэрокосмической отрасли. Проект получил имя APT (Advanced Passenger Train) — улучшенный пассажирский поезд. В качестве двигателя было решено использовать мощную и лёгкую газовую турбину, а для достижения скорости в 240 км/ч планировалось наклонять вагоны при движении на поворотах.
По тому же пути изначально шли и французы со своим TGV, но топливный кризис и откровенно прожорливый двигатель заставили их перейти на расово неполноценную электротягу. В результате почти десятилетней борьбы с конструктивными недостатками было затрачено 40 миллионов фунтов и после первой публичной поездки в декабре 1981 года поезд практически сразу был отправлен … в музей. К этому времени оттертые от проекта инженеры-железнодорожники построили свой поезд с блекджеком и шлюхами и он уже успешно курсировал по всему острову.
Имя ему HST (High speed train) — высокоскоростной поезд, также известен под псевдоним InterCity 125 (например, под ним он попал в Transport Tycoon).
Ограничившись скоростью в 200 км/ч, конструкторы сразу же избавили поезд от необходимости наклоняться на поворотах, что сразу упростило всю конструкцию, а значит — сделало ее более надежной. Кроме того, можно было больше не возиться с газовой турбиной, а просто найти дизель помощнее и полегче. В результате прототип был построен всего за 22 месяца и 800 тысяч фунтов. Производство началось уже в 1975 году и к моменту первой публичной поездки АРТ они уже были повсюду.
А в 1987 году InterCity 125 почти достиг пресловутого рубежа в 240 км/ч с результатом в 238 км/ч, поставив таким образом рекорд скорости для дизель-поезда.
Изначально планировалось, что поезд прослужит всего 10 лет, но они в строю уже более 30 лет и мало того — планируется их модернизация.
Замечательный пример, доказывающий что сила сплошь и рядом в простоте, а чрезмерное увлечение хайтеком оказывается простой растратой денег. Впрочем, есть мнение, что ради этого такие проекты и создаются, хе-хе.
Очень напоминает соревнования СССР и США в гонке вооружений.
[Reply]
ultramaniak Reply:
Июль 25th, 2008 at 15:28
Да, и советский подход к вооружению выиграл.
[Reply]
ultramaniak Reply:
Июль 25th, 2008 at 15:30
Те же МИГ-21 стояли на взлетном поле безо всяких ангаров и умудрялись преспокойно взлетать с толстой ледяной коркой на крыльях.
[Reply]
видел фильм на дискавери кажется про эту историю.
Как-то в этом поезде заклинило механизм наклона и он не разогнулся когда в туннель въезжал. (Или они просто не учли, что туннели тоже с поворотами бывают, но там наклоняться нельзя) В результате программу закрыли. Позже такой поезд сделали в Италии. Пандолино кажется называется и его-то и закупили для английских железных дорог.
[Reply]
victogan Reply:
Октябрь 6th, 2009 at 12:42
ага «Поезда-рекордсмены» называется. Кстати по мощности/вместимости он совсем как ДР1.
[Reply]